Настоящий Федеральный закон "О несостоятельности" действует с 26.10.2002г. С тех пор он неоднократно изменялся, дополнялся законодателями. Закон содержит большое количество специальных норм закона, требующих их особенного понимания и применения.
Ваша организация должна кредитору более 300 000 рублей и прошло уже более 3 месяцев с момента образования задолженности?!
Значит, у вашей фирмы появились формальные признаки несостоятельности.
Что это значит? Кредитор может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании вашей компании банкротом, и если задолженность не будет погашена, то в отношении организации будет введена процедура банкротства юридических лиц.
Последствия и результаты введения процедуры могут быть совершенно разные: от распродажи имущества должника, с целью удовлетворения требований кредиторов, до полного оздоровления бизнеса.
Инструменты процедуры могут законно позволить владельцам бизнеса снизить долговую нагрузку, как в целом, так и в текущем режиме, получить рассрочку исполнения обязательств.
Так при введении процедуры приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства либо налоговым органом.
На практике это означает, что вводится мораторий/ограничение на погашение задолженности, возникшей до возбуждения дела. Прекращается начисление процентов (кроме кредитов) неустоек (штрафы, пени).
Должник имеет перед Вами задолженность более 300 000 рублей?!
Значит, стоит рассмотреть банкротство, как один из инструментов для возврата денег.
Для многих организаций банкротство является неприемлимым вариантом, так как процедура предполагает вывод компании из-под управления действующего руководства, а значит и потерю контроля над активами предприятия. Такие переспективы часто стимулируют должников к незамедлительному погашению долгов.
В процессе могут быть оспорены сделки по специальным статьям/основаниям, свойственным только для несосстоятельности, также могут быть взысканы убытки с контролирующих должника граждан, и эти они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.
Все эти риски могут сильно стимулировать ваших должников для погашения долга.
Мы предлагаем широкий спектр юридических услуг по сопровождению процедуры от подачи заявления в суд о признании должника банкротом до завершения /прекращения процедуры.
Для начала необходимо рассмотреть несколько основных вопросов, связанных с процедурой:
Наличие признаков для подачи признания должника банкротом в отношении юридических лиц принято считать совокупность нескольких формальных признаков:
Для кредиторов–заявителей, для подачи заявления, необходимо иметь вступивший в законную силу судебный акт, и перед обращением в суд кредитор обязан опубликовать сведения о намерении подать заявление о банкротстве в ЕФРСДЮЛ за 15 дней.
В ряде случаев кредитору для подачи заявления о признании должника банкротом судебный акт не потребуется. Так, например, для налогового органа и таможенного органа достаточно будет иметь требование подтвержденное решением об уплате обязательных платежей; банку будет достаточно иметь кредитный договор.
При подаче заявления самим должником правило по сумме действует условно, поскольку законом не предусмотрен минимально необходимый для этого размер задолженности. Размер задолженности в таком случае должен быть «достаточным» для рассмотрения заявления судом (порядка все тех же 300 000 рублей).
Правило 3 месяцев при подаче заявления должником также не действует. Если у должника есть подтверждение долга и есть подтверждение невозможности произвести его оплату, то этого уже достаточно, чтобы суд принял и рассмотрел такое заявление.
Под целями и возможностями мы понимаем набор законов-«инструментов», с помощью которых клиент может достичь промежуточной и конечной цели.
Процедуры банкротства предполагают, как восстановление платежеспособности предприятия (финансовое оздоровление, внешнее управление), так и полную ликвидацию предприятия с распродажей имущества и, в конечном счете, списанием всех долгов предприятия (конкурсное производство).
Если вы хотите сохранить предприятие с его имущественными и финансовыми активами, существующими договорами, лицензиями и пр., то вам подойдут процедуры внешнего управления и финансового оздоровления. При этих процедурах вы можете получить рассрочку платежей на срок до 2 лет, при том, что по старым долгам (включенным в реестр), не будут начисляться пени, штрафы. (Процедуры внешнего управления и финансового оздоровления вводятся по результатам процедуры наблюдения. При внешнем управлении, организацией руководит внешний управляющий; при финансовом оздоровлении компания остается при прежнем управлении под контролем административного управляющего).
Также результатом производства дела о несостоятельности может стать заключение мирового соглашения сроком не более 3 лет. Мировое соглашение может быть утверждено на любой стадии банкротства. При этом процедура банкротства в суде прекращается.
Если же имущества явно недостаточно для погашения кредиторской задолженности и нет никаких перспектив ведения безубыточной деятельности, то организацию ждет признание ее банкротом и введение в отношении нее процедуры конкурсного производства. (Прим. процедура конкурсного производства вводится по результатам процедуры наблюдения, за исключением упрощенных процедур банкротства. При конкурсном производстве управление предприятия переходит конкурсному управляющему. Он распоряжается имуществом должника, проводит все необходимые ликвидационные мероприятия.)
Отдельно можно сказать о текущих целях и возможностях банкротства. Они вытекают из последствий введения процедур банкротства, определенных законом. Так при введении процедур:
(Размер субсидиарной ответственности, как правило, определяется из реального ущерба, причиненного лицом должнику и кредиторам).
Под рисками для должника-юридического лица, является некая вероятность оспаривания сделок должника, осуществленных им за последние три года перед возбуждением дела. Данную возможность обеспечивают специальные статьи закона о банкротстве, в частности статьи 61.2, 61.3 Федерального закона. Речь идет об отчуждении имущества, принадлежащем ранее должнику (недвижимое имущество, автомобили, техника, права требования, ценные бумаги и пр), которое произошло в период, подпадающий под основания для оспаривания таких сделок. Основаниями для признания сделок недействительными, в соответствии с этими статьями, могут быть: неравноценное встречное исполнение, подозрительная сделка, предпочтительное удовлетворение требований. Имущество, в результате оспаривания, может быть возвращено в конкурсную массу, с дальнейшей его реализацией арбитражным управляющим, а контролирующие должника лица, имевшие отношение к сделкам, могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.
Привлечение контролирующих граждан к субсидиарной ответственности, вообще, является основным риском для должника, так как долговые обязательства, возникшие в результате привлечения лица к субсидиарной ответственности, не будут списаны в процедуре конкретно этого физического лица (гражданина), а значит обязательства сохранятся до полного их погашения.
К рискам для заявителя по делу о банкротстве относится его обязанность, как заявителя, нести судебные расходы, в случае если имущества должника недостаточно для погашения/компенсации таких расходов.
Субсидиарная ответственность — ответственность, к которой привлекаются контролирующие должника сотрудники и сособственники по долгам предприятия. Это наиболее болезненный вопрос для директоров, главных бухгалтеров и учредителей компаний , с точки зрения их персональной ответственности за действия /бездействия должника. Именно поэтому, эта тема и вынесена отдельно.
В соответствии со ст. 61.10. п.1 ФЗ о несостоятельности, под контролирующим должника лицом, понимается физическое или юридическое лицо, ООО, имеющее право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.
Таким образом, круг людей, для признания их контролирующими, не ограничен, и факт того, является ли специалист контролирующим или нет, будет устанавливаться в суде по разным признакам, как по формальным (кто официально является директором, главным бухгалтером и тп) так и по фактическим (кто на самом деле принимал решение при совершении сделок и иных действий/бездействий).
Существует 2 статьи, в соответствии с которыми, контролирующее должника лицо, может быть привлечено к субсидиарной ответственности:
Первая из них статья 61.11. «Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов». Данная статья, по своей сути, перечисляет основания, которые возникают от умышленных действий/бездействий людей, контролирующих должника, в результате которых был прямо или косвенно причинен имущественный вред предприятию и кредиторам:
Размер ответственности по данной статье предусмотрен как совокупность всех непогашенных реестровых и текущих требований, хотя на практике суд устанавливает размер субсидиарной ответственности в соответствии объема реального принесенного ущерба.
Также важно знать, что в соответствии с п.10 ст 61.11 ФЗ, контролирующее должника лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.
Данная статья предполагает ответственность для людей, контролирующих должника за неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, когда эта обязанность возникла.
Подразумевается, что должник, зная о своей неплатежеспособности, обязан своевременно об этом предупредить кредиторов и обратиться в суд с соответствующим заявлением. Не сделав этого, он тем самым, наращивает задолженность, увеличивая финансовые потери своих партнеров, контрагентов.
Размер ответственности, по этой статье, будет исчисляться исходя из размера обязательств должника, возникших за период после истечения срока, когда такое заявление должно было быть подано (в соответствии с п. 2,3 ст. 9 ФЗ), и до возбуждения дела о несостоятельности должника (возврата заявления уполномоченного органа о признания должника банкротом).
Также важно знать, что в соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности, если руководитель должника докажет, что само по себе возникновение признаков неплатежеспособности, обстоятельств, названных в абзацах пятом, седьмом пункта 1 статьи 9 Закона о несостоятельности, не свидетельствовало об объективном банкротстве, и он, несмотря на временные финансовые затруднения, добросовестно рассчитывал на их преодоление в разумный срок, приложил необходимые усилия для достижения такого результата, выполняя экономически обоснованный план, такой руководитель может быть освобожден от субсидиарной ответственности на тот период, пока выполнение его плана являлось разумным с точки зрения обычного руководителя, находящегося в сходных обстоятельствах.
Мы предлагаем юридическую помощь в организации и создании отдельных значимых юридических действий (заявления, отзывы и пр), а так же ведение/сопровождение процедур в комплексе - приведем банкротство в Санкт-Петербурге и по всей России от начала до конца.
Ляпунова Елена Владимировна.
Имеет высшее юридическое образование.
Окончила в 2003г. Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова с отличием.
Опыт работы в юриспруденции с 2002г. Опыт работы в качестве арбитражного управляющего с 2008г.
Специализация: сопровождение процедур банкротства физических и юридических лиц, арбитражные споры.
Профессиональные качества: ответственность, работоспособность, ориентированность на получение желаемого результата в самой сложной ситуации.
Входит в ТОП-100 арбитражных управляющих России